Как создать команду и заставить людей работать (о тренинге командообразования)
1. Команда создается по одним и тем же принципам, будь то армия, предприятие или подворотня.
2. Стравливать сотрудников друг с другом не грех - будут присматривать друг за другом и меньше воровать.
3. Дураки предсказуемы и управляемы, инакомыслящие - опасны.
4. Нужно поддерживать с сотрудниками личные отношения, как с членами семьи, чтобы держать их на коротком «поводке».
5. Меньше знают - крепче спят.
6. Запрет на высказывание собственного мнения и инновационных предложений - «не спорь»!
7. Поддержание в коллективе эмоционального напряжения.
8. Ты должен всем нравиться и показывать мне, что ты хоть чем-то занят.
9. Любой сотрудник легко заменим - «все равно они ничего не делают».
10. Всем все поровну независимо от результатов работы и соблюдения дисциплины.
11. Ориентир сотрудников не на максимальную прибыль (чем выше доход приносишь Компании - тем выше твой доход), а на максимальную экономию за мизерную премию.
12. Самоутверждаться за счет персонала не грех - меньше будут капризничать.
13. Уважение другого человека иллюзия - все держится на страхе.
14. Застолья по пятницам сплачивают коллектив, а кто не с нами - тот против нас.
15. Хороший сотрудник тот, кто демонстрирует мне свою преданность. Если кто-то занят только работой - непонятно, что у него в голове?
16. Грубость и ложь тоже не грех - пусть «зверьки» знают свое место.
17. Замалчивание конфликтов - «лишь бы не вышло на поверхность».
Почему ложные убеждения не работают
Не одно из этих убеждений не приводит к ожидаемому результату:
- руководителя презирают за его непоследовательность,
- количество конфликтов и краж растет,
- процветают правила «где бы ни работать - лишь бы не работать», «для чего говорить правду, если начальник «покупается» на любую ложь» и «если от меня что-то скрывают - значит, есть, что скрывать»,
- поддержание иллюзии работы «пока вы делаете вид, что платите нам зарплату - мы будем делать вид, что работаем», «не высовывайся» и «все начальники сами знаете кто...».
- а латентные (скрытые) конфликты вообще способны разрушить любой коллектив.
Терминаторный менеджмент
Все это симптомы терминаторного менеджмента и, по мнению западных социологов, именно эта форма менеджмента в текущем веке будет процветать в нашей стране. Согласитесь, обидно оправдывать такие прогнозы. А Вам ...? Кто такой терминаторный менеджер? Это руководитель, которым движет не мотивация на успех, а страх потерять бизнес или работу. Как Вы понимаете, эффективных сотрудников в команде терминаторного менеджера нет, а если они там случайно появляются, их немедленно «выживают» из коллектива, потому что «кругом враги». Доходы снижаются и страх потерять бизнес растет. Такой вот «День сурка» или «бег в колесе». Все как в библейском стихе: «Боящийся в страхе не совершен в любви». Перед теми, кто не хочет застревать в одном дне, встает вечный вопрос -
«Что делать»?
Команду строят на двух главных принципах:
- каждый сотрудник отвечает за результат работы команды.
- каждый сотрудник хочет сделать все возможное для того, чтобы команда достигла общей цели.
Согласитесь - все просто.
Как этого добиться?
Лично я предпочитаю командообразование, которое предложил немецкий психолог Клаус Фопель. Условно разделим схему работы на 7 этапов и получим следующее:
1 этап - Определяем изменения, которые происходят в коллективе. Необходимо выявить проблемы, которые возникают во взаимоотношениях сотрудников, и включить в коллектив тех из них, кто чувствует себя отверженным. Изучаем:
- из чего состоит доверие, насколько глубоко оно развито и какие скрытые возможности имеет;
- из чего состоит власть и влияние в коллективе.
Выявляем историю коллектива и его лидера
2 этап - Нормализуем взаимоотношения. Сотрудников учат самораскрытию и свободному выражению симпатий. Анализируют их удовлетворенность и неудовлетворенность работой в коллективе, гласные и негласные коллективные правила. Продолжаем изучать внутреннюю обстановку. Сотрудников обучают взаимодействию, исследуют их отношение:
- к профессии и работе,
- к желаемой и возможной карьере.
Определяем индивидуальный стиль работы.
3 этап - Организуем работу коллектива. Определяем способы работы коллектива и разнообразие отношений к коллегам, с которыми необходимо сотрудничать в процессе работы. Анализируем стиль руководства коллективом и причины:
- спада продуктивности, бойкота или апатии,
- увеличения враждебности или жалоб,
- нечеткого представления о действиях в конкретный момент и неправильного понимания решений,
- отсутствия активности и инициативы,
- зависимости от руководителя или негативного к нему отношения.
4 этап - Готовимся к изменениям в составе или руководстве коллектива. На этом этапе изучаем реакции сотрудников на возникающие проблемы и обучаем их расставлять приоритеты. Исследуем ценности организации для того, чтобы повысить увлеченность и энтузиазм, уверенность и чувство безопасности. Также исследуем степень вовлечения сотрудников в коллектив.
5 этап - Коллектив как система результативных взаимоотношений. Определяем притязания на власть в необычной ситуации и неофициальные связи сотрудников; повышаем работоспособность. Восстанавливаем корректность, верность компании и склонность руководителя не примыкать ни к одной из борющихся сторон, поддерживая коллектив в целом.
6 этап - Четкое распределение и уяснение каждым сотрудником своих обязанностей в случаях:
- реорганизации и формирования нового коллектива,
- изменения обязанностей или нарастания конфликтов,
- отсутствия четких указаний в работе или обсуждений с руководителем.
При этом исследуем причины тайной политики союзов и анализируем работу каждого сотрудника в отдельности.
7 этап - Уступки ради достижения цели. Сотрудников совместно обучают соотносить свои желания с общей целью коллектива, отказываясь от псевдорешений. Вырабатываем навык принятия решений; раскрываем конфликты, избегая ссор и учитывая мнения других людей. Сотрудники учатся выражать признательность и благодарность чужим заслугам; получать помощь от коллег в профессиональном развитии.
Если Вы заказываете эту работу у профессионального тренера, то по времени отработка каждого этапа займет не более 9-ти часов. Исключение составляет 6-й этап - здесь понадобится до 3-х часов на работу с каждым сотрудником. Если руководитель не участвует в этой работе - тренинг неэффективен и даже вреден, т.к. «низы уже не хотят жить по-старому, а верхи еще не умеют управлять по-новому». Такие активные формы отдыха, как веревочный курс, выездной тим-билдинг и т.п. мероприятия являются великолепным дополнением к работе по командообразованию, но проблемы коллектива сами по себе не решают.
Лариса Дубовикова -
дипломированный психолог, сертифицированный тренер, менеджер работы персонала.
http://dubovikovalara.ru/novosti, https://vk.com/id105296712, e-mail: 89991897470@mail.ru, тел.: 8 999 189 74 70